Разработка прогноза рынка на основе трендовых моделей

Разработка прогноза рынка на основе трендовых моделей при кажущейся простоте далеко не тривиальная задача. От прогнозиста помимо владения соответствующими методами требуются: навыки, связанные с определением пригодности данных о конъюнктуре для прогнозирования трендовыми моделями; способности анализировать сложившиеся тенденции и рыночные факторы, формирующие их; умение предвидеть влияние постоянно-меняющейся конъюнктуры на ожидаемые результаты прогноза.

При изучении объекта прогнозирования важно понимать, что далеко не каждый рыночный показатель может быть спрогнозирован на основе трендовых моделей. Помимо наличия устойчивой тенденции, к исходным данным предъявляется достаточно много дополнительных требований.

Немаловажно обращать внимание на измерители исходных данных, поскольку от них во многом зависят подходы, применяемые к прогнозированию. При разработке прогноза по отдельному показателю конъюнктуры рынка предпочтительно использовать данные в натуральном выражении. Использование показателей в денежном выражении возможно, но при наличии сильной инфляционной составляющей в тренде, потребуется предварительная обработка исходных данных, для их очистки. При построении трендовых моделей не рекомендуется использовать в качестве исходных данных показатели в относительном выражении: темпы роста, доли и др. Для разработки прогноза по ним обычно оценивают вероятностное состояние в будущем исходных данных, необходимых для расчета, а только затем сами показатели.

В качестве источника исходных данных для разработки прогноза целесообразно использовать информацию, публикуемую официальными органами, публикации в периодической печати, результаты маркетинговых исследований, собственную информацию предприятий и организаций о конъюнктуре рынка или любой другой источник информации, заслуживающий доверия.

Примерный порядок разработки прогноза рынка на основе трендовых моделей

1. Анализ ситуации на прогнозируемом рынке:

— описать складывающуюся тенденцию и рыночные факторы, которые определяли ее развитие в рассматриваемом промежутке времени;

— при наличии аномальных наблюдений, не характерных для общей динамики ряда, или разнонаправленных тенденций проанализировать причины их возникновения и возможность повторения в прогнозируемом периоде;

— привести доводы, позволяющие оценить возможный характер развития тренда на прогнозируемый период.

2. Выбор и обоснование трендовой модели для разработки прогноза:

— построить прогнозные модели, базирующиеся на методе экстраполяции, экспоненциального сглаживания или ином подходящем методе;

— составить аналитическую таблицу, позволяющую произвести сравнение построенных моделей по оценочным показателям;

— из числа построенных моделей отобрать обладающие удовлетворительными оценочными характеристиками и выбрать наиболее подходящую модель путем сравнения ее экономической интерпретации с вероятностным характером развития существующего тренда в будущем под воздействием рыночных факторов.

3. Численная оценка прогнозных значений показателя конъюнктуры рынка:

— рассчитать точечное значение прогноза;

— рассчитать доверительный интервал прогноза.

4. Возможные сценарии развития рынка:

— описать рыночные условия, при которых изменение прогнозируемого показателя может развиваться по оптимистичному сценарию;

— проанализировать рыночные факторы, способствующие пессимистичному сценарию развития;

— рассмотреть возможность возникновения ситуации, когда фактическое состояние прогнозируемого показателя конъюнктуры рынка окажется за пределами полученных значений доверительного интервала;

— обосновать выбор наиболее вероятного сценария развития.

Свежие записи

Свежие комментарии

    Архивы

    Рубрики

    Мета

    Ваш комментарий будет первым

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *